«Собачье сердце», «Идиот»... «Мастер и Маргарита»
мог стать третьей лентой в ряду успешных экранизаций,
сделанных Владимиром Бортко. Однако, со всем
сожалением, не стал. Бортко, решив оставаться
верным своему методу, всю ответственность в
очередной раз переложил на текстовый первоисточник.
Однако в этот раз качественным «зеркалом» стать
не получилось.
Да, образы сохранены, философия наличествует,
диалоги - и те во многом практически неизменны
(хотя и здесь были досадные огрехи). Но что-то
переломилось. Проторенная дорожка завела в
заросли ежевики.
Создатели «Мастера и Маргариты» решили зрителя
брать нахрапом. Не поскупились на бюджет -
пригласили звезд даже на эпизодические роли.
Только вот звезды оказались почти все сплошь
«прежние», советского пошиба, а потому годами,
при всем уважении, со своими героями категорически
не совпадали. Это раз. К тому же, судя по
всему, на актеров-то весь бюджет и вышел.
Погнавшись за звездами, Бортко забыл о вещах
более приземленных. А потому декорации больше
напоминали нарисованный Папой Карло камин.
Ненатурально. Это два.
Обещанных спецэффектов в фильме тоже как-то
не обнаружилось. Бегемот, милый и всеми любимый,
оказался чем-то невнятным, в меховом тулупе
(хорошо хоть не на лыжах). Превращение его
собственно в кота смотрела со слезами на глазах.
Маргарита тоже хоть на веревках и не летала
(что было в пропавшей ленте Кары), но все-таки
смотрелась серенько.
Феерий и превращений тоже не дождались. Это
три.
Если прибавить сюда неплохой, но абсолютно
не к месту поставленный саундтрек, да и фактическое
отсутствие звукового сопровождения, слабую
операторскую работу, довольно убого сделанный
цветовой контраст (цветной - сепия), то картинка
получается и вовсе безрадостная.
Особенно прискорбным оказалась некая «безыдейность»
«Мастера и Маргариты». Попытавшись воссоздать
оригинал на экране, Владимир Бортко все-таки
забыл что-то важное. Некий стержень, который
скреплял у Булгакова все произведение, делал
его цельным и таким любимым. В фильме вот
этой самой значимой идеи как раз и не оказалось.
Есть произведение, есть замечательные актеры,
но для чего это все есть? Почему? - так и
не прояснилось.
Но при этом режиссеру все же не откажешь
в смелости. При всех жутеньких и мистических
гештальтах, сопровождающих «Мастера и Маргариту»,
Бортко смог кое-как передать и дух произведения,
и фактуру образов. Правда, сделанным все оказалось
на уровне всего лишь спектакля.
Особо хочется сказать об актерах. Попадание
оных в образы вызывало странные и смешанные
чувства.
Так, например, Иешуа (Сергей Безруков) вызывал
откровенный скепсис, который сумел преодолеть
только в сцене казни. Оказался неожиданно
хорош Бездомный в исполнении Владислава Галкина.
Вовсе чуден - доктор Василий Ливанов. Сцена
в дурдоме, на мой вкус, вообще едва ли не
лучшая в фильме.
Остальные же вызывали... мягко говоря, недоумение.
Мастер и Маргарита казались стопроцентным
попаданием. Чудесные, настоящие, замечательные!
Пока Маргарита не начала откровенно «лажать».
Из Анны Ковальчук не вышло не то что ведьмы,
но даже какой-нибудь завалящей знахарки и
медиума-аферистки не возникло. Сухо, пресно
и ненатурально. Мастер (Александр Галибин)
в связи со своей возлюбленной тоже потерял
достаточную долю обаяния.
За Воланда и вовсе обиделась. Вместо мрачной
дьявольской силы, не лишенной однако здорового
чувства иронии и сарказма, «подсунули» талантливого,
но очень уж усталого Басилашвили, к которому
на протяжении всех 10 серий так и не привыкла.
Пилат (Кирилл Лавров) - тоже не в меру вальяжный
и какой-то даже «тухлый». Талантливо, но не
Пилат. Это же справедливо и в отношении Коровина.
Александр Абдулов, казавшийся таким Булгаковским
в клетчатом костюме и фирменной коровинской
ухмылочкой, не выказал, однако, такого необходимого
шутовского фиглярства, которое покорило в
книге.
Словом, опасения любителей словесности в
очередной раз подтвердились. «Мастер и Маргарита»
оказались неплохим телевизионным спектаклем,
но не более того.
Может, мистический налет настолько плотно
окутал Булгаковских героев, что даже люди
неверующие в чертовщину поневоле начинают
поддаваться модным веяниям?
Поневоле вспоминается судьба предыдущей ленты,
снятой Юрием Карой. Туманный, почти мистический
флер так и парит над произведением Михаил
Афанасьича. А потому неудивительно, что «Мастера
и Маргариту» Владимира Бортко так страстно
и с выдумкой ругает каждый встречный-поперечный.
Сними он даже гениальное кино, все равно бы
ругали! Мы люди маленькие, а стереотипы нашего
сознания уже большие. Так чего удивляться?
Влада Гриневски